Звуки Птиц


Звук пения птицыНаиболее богатый звуковой репертуар среди наземных позвоночных животных отмечается у птиц. Каждый вид располагает своим видоспецифическим репертуаром звуков, включающим до 18 песен. Каждая песня исполняется в определенной ситуации.

Часто известность птицы объясняется не ее внешним видом, а вокальным репертуаром. Услышав пение соловьев или дроздов, которые признаны самыми знаменитыми певцами во всех уголках земного шара, трудно себе представить, что каскад удивительно красивых, мелодичных звуков издается небольшими, серо-коричневыми, малозаметными птичками. Немало поэтических произведений посвящено пению этих птиц, массу восхищения и удивления вызывают их песни. Считается, что видовой репертуар большинства птиц развивается без подражания. В основе песни взрослой особи обычно лежат «подпесни» или крики птенцов (например, у чаек, у домашних цыплят). Наибольшее внимание исследователей привлекают песни, возникающие при образовании брачной пары и при защите территории в период размножения. Репертуар самца и самки существенно различаются, а песни особей одного пола имеют значительное сходство. Некоторые птицы, например попугаи, обучаются продуцированию различных звуков путем подражания и имитации. Неизвестно, однако, насколько широко пользуются этими способностями попугаи, живущие на воле.

Сложные песни птиц состоят обычно из трех частей (строф), которые включают звуки широкого диапазона частот. Так, у лесного дрозда диапазон частот находится в пределах от 1640 до 8900 Гц, у зяблика - от 2000 до 8000 Гц. Частота каждой строфы меньше предыдущей, а в каждую строфу входит три-восемь отдельных, частотно-модулированных звуков. Песня заканчивается «росчерком», и ее общая продолжительность составляет около 3 с. Отдельные части песни могут иметь множество вариаций, хотя характер песни в целом сохраняется. Каждая

особь способна исполнять до 6 песен такого вида. Обычно все они четкие по структуре и аранжировке.

Лучше всего изучены песни и крики различных видов воробьиных птиц, характеризующиеся, в частности, существенными отличиями. Сходство различных видов наблюдается только в крике тревоги. Исследователи считают, что этот крик возникает в результате обучения, на основе подражания. Крик тревоги представляет собой почти чистый тон в диапазоне частот от 6000 до 9000 Гц, не имеет частотного всплекса вначале, интенсивность его одинакова на всем протяжении - до 1 с. По мнению известного своими биоакустическими исследованиями американского ученого Р. Марлера, такие крики не только имеют значение как «предупреждающие» в межвидовой коммуникации, но и отличаются трудностью в локализации их хищником. Их физические свойства таковы, что почти исключают подобную возможность: частота их слишком высока, чтобы расстояние можно было оценить по сдвигу фазы сигнала, и слишком мала, чтобы оценить его по разнице интенсивностей звуков, приходящих на правое и левое ухо.

Помимо голосовых сигналов, источником которых является нижняя часть гортани, птицы производят множество сигналов, которые, не будучи связанными непосредственно с голосообразованием, имеют несомненное значение в организации акустических форм поведения. Это, например, «дробь» куропатки в результате стука крыльев по стволу дерева, ритмическое постукивание клюва дятла по стволу. По мнению ряда исследователей, перестукивание самца и самки дятла укрепляет их брачные узы и служит согласованию выбора места для гнезда.

Особое внимание в специальных работах обращается на так называемые «эффективные признаки» песни, т. е. на те физические параметры, сочетание которых при прослушивании птицами того же вида приводит к возникновению определенных, ситуационно обусловленных форм поведения. В качестве примера могут быть приведены результаты исследования признаков песни американской овсянки. Песня этой птицы состоит из серии чистых тонов. Синтезированные на основании знания физических параметров, песни американской овсянки давали прослушивать диким птицам. Оценивали такие формы поведения,   как   «приближение»,   «атака»   и  «ответная песня».

Оказалось, что для того чтобы песня была эффективной, т. е. чтобы в ответ возникала одна из названных форм поведения, она должна была состоять из неизменных чистых тонов без гармоник. Длительность всей песни могла меняться только в ограниченных пределах, а интервалы между отдельными составляющими должны были быть обязательно меньше известного определенного значения. Оказалось также, что изменения высоты тонов в последовательных звуках меньше значимы, чем интервалы и длительности. Частота повторения звуков могла варьировать в определенных пределах. Малозначимыми оказались громкость и продолжительность песни.

© 2008 - 2017 Звук и Слух  Копирование материалов сайта запрещено. Все права на публикуемые материалы принадлежат их правообладателям.