Шум транспорта


Наилучшим техническим решением проблемы шума уличного движения было бы создание бесшумного движения потока транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания и разработка новых типов дорожно-транспортных систем. Разумеется, об этом значительно легче сказать, , чем сделать. В настоящее время такое решение проблемы шума является нереальным. Кое-что в этом отношении делается.

Так, вСША большой дизельный грузовик заменили более эффективным газотурбинным, создающим значительно меньше шума. На рис. 114 дана схема газотурбинного двигателя. Аналогичную замену пытаются осуществить и в Англии.

Некоторые западногерманские автомобильные фирмы начали ставить на автомобили менее шумящий, чем обычный, роторный двигатель Ванкеля (рис. 115). Он также является двигателем внутреннего сгорания, и ему свойственны все шумовые недостатки последнего, но вследствие значительно меньшего количества движущихся частей он шумит слабее.

Большие надежды возлагаются на паровые и электрические автомобили. Идея построения таких автомобилей возникла много раньше создания автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, и в последние годы шансы первых в соревновании с обычными автомобилями значительно возросли.

По своему устройству паровые и электрические двигатели значительно проще двигателей внутреннего сгорания. Кроме того, они, особенно электродвигатели, почти бес

Шум транспорта

Рис. 114. Основные компоненты газотурбинного двигателя мощностью 280 л. с. фирмы «Дженерал моторе».

Более 90% отработанных горячих газов в нем снова направляется в регенератор, что понижает на 50% расход топлива н снижает без всяких глушителей уровень шума. Кроме того, этот двигатель выделяет чрезвычайно малое количество отработанных газов, а по своему весу он гораздо легче дизельных двигателей той же мощности.

Шум транспорта

Рис. 115. Принцип работы четырехтактного роторного двигателя Ванкеля.

Поступающее топливо (Л) сжимается (Б) боковой поверхностью треугольного вращающегося вала. Затем две искровые свечи одновременно поджигают (В) сжатое топливо и отработанные газы (Г) выпускаются через выходное отверстие. Поскольку у этого двигателя меньше движущихся деталей, чем у обычных двигателей внутреннего сгорания, то он создает меньше шума.

шумны. В настоящее время уже имеются реальные перспективы для строительства паровых автомобилей и электромобилей: существуют высокоэффективные котлы и теплообменники, которые можно ставить на паровые автомобили, и легкие электрические батареи с большой емкостью, способные выполнять роль источника энергии для электромобилей.

По-видимому, в недалеком будущем мы увидим такие автомобили. Но если наступит день, когда наши дороги заполнятся тихо шуршащими паровыми и электрическими автомобилями, то может случиться, что общественное мнение, ныне ратующее за их появление, будет выступать уже не против шума, а против загрязнения окружающей среды отработанным паром.

Но пока такой день не наступил, контроль за шумом дорожного транспорта и борьбу с этим шумом следует осуществлять с помощью соответствующих технических средств и опираясь на законы, запрещающие допуск шума в места, где он особенно вреден (в частности, в жилые дома).

Помимо ограничительного законодательства, существуют три пути снижения шума в домах:

  • во-первых, строительство домов вдали от автострад, причем на таком расстоянии, когда допустимый уровень шума достигается за счет его естественного уменьшения с расстоянием;

  • во-вторых, использование для сооружения домов таких звуконепроницаемых материалов, которые обеспечивают допустимый уровень шума, и,

  • в-третьих, строительство вдоль автострад «акустических заборов», создающих «звуковую тень» и гарантирующих тем самым в соседних с ними домах допустимый уровень шума.

И опять-таки, рассматривая проблемы шума, мы сталкиваемся с таким неопределенным понятием, как допустимый. В предыдущей главе мы уже обсуждали его значение, когда говорили об индексе шума дорожного движения.

Допустимый уровень шума — разумный стандартный уровень в повседневных городских условиях, не вызывающий неприятных раздражений, — оцененный по индексу шума дорожного движения, должен равняться 74 дБА.

Вооружившись такой количественной, хотя ri субъективной мерой, можно выбирать места для строительства новых жилых домов, а также предпринимать необходимые меры для устранения недостатков звукоизоляции.

И наконец, последний, наименее эффективный способ понижения шума уличного движения — это законодательство, ограничивающее чрезмерный шум. Во многих странах оно принято.

В некоторых из них допустимые уровни шума установлены на основе субъективных показаний автоинспекторов, в других —-использованы результаты измерений, произведенных с помощью приборов.

Однако такие законы пока ещё не сыграли существенной роли, так как они слишком мягки и недостаточно четко сформулированы.

Действительного уменьшения шума уличного движения можно добиться не с помощью законодательства, а путем тщательного планирования строительства новых магистралей и жилых домов (пользуясь критерием Лэнгдона и Гриффитса) и радикально нового подхода к конструированию транспортных средств.

© 2008 - 2017 Звук и Слух  Копирование материалов сайта запрещено. Все права на публикуемые материалы принадлежат их правообладателям.