Роль слуха при отсутствии зрения


Слух при отсутствии зрения Слух при отсутствии зрения является единственным органом чувств, с помощью которого слепой человек может достаточно достоверно определить направление и расстояние до предмета, являющегося источником звука, поэтому слух называют дистантным анализатором.

Воспитание слухового внимания, умения пользоваться в целях ориентировки любым звуковым раздражителем, как бы слаб он ни был, становится первоочередной задачей при обучении.

Слепой должен научиться распознавать, какой предмет издает звук, уметь локализовать его, то есть определить, в какой точке пространства находится предмет, издающий звук, движется этот предмет или находится в покое, если движется, то в каком направлении и с какой скоростью.

Окружающее нас пространство, особенно в крупных городах, изобилует самыми разнообразными звуками, начиная от нежного шелеста листьев деревьев и журчания фонтанов до тревожного звука сирены пожарной машины и резких звуков от забиваемых свай на новостройках.

Человек, только что потерявший зрение, звуки городского транспорта, гул голосов, производственные шумы воспринимает, как хаос звуков, которые в какой-то мере подавляют и пугают его.

Постепенно, в результате тренировки, звуки дифференцируются и оказывают хорошую помощь в ориентировке. Одни из них предупреждают об опасности, другие требуют замедлить темп передвижения, третьи служат ориентиром для движения вперед.

Тренированный слепой воспринимает городской шум как звуковой пейзаж. По голосам, по ритму и звуку шагов он поймет, какого возраста люди ему встречаются или обгоняют его, безошибочно отличит детскую коляску от сумки-коляски и велосипеда, определит по звуку автобус, троллейбус, трамвай, грузовой и легковой автомобили, по сильным и мягким шлепкам лап, по слабому позваниванию медалей на ошейнике, по порывистому дыханию узнает, что по тротуару идет собака; он может легко догадаться, чем занята группа ребят, остановившихся чуть в стороне.

Дома, не спрашивая никого, по тем же многочисленным звукам и паузам между ними отчетливо представит, кто чем занят.

Если к этому добавить, что у человека, потерявшего зрение в зрелом возрасте, хорошо сохранились зрительные образы и пространственные представления, то легко понять, что слуховые восприятия, переработанные в сознании и дополненные воображением, воссоздают картину, приблизительно адекватную окружающей среде. Не нужна особая квалификация, чтобы отличить по звуку хрустальный бокал от фужера обычного стекла, деревянную бочку от металлической, звон упавшей монеты от звука упавшей чайной ложечки, шелест перевертываемых страниц книги от шороха раскрываемой газеты.

Ударяя по предмету, заставляя его звучать, мы вызываем одному ему свойственные колебания. Предмет не просто отражает, а переозвучивает звуковые колебания. Характер звуков зависит от материала, из которого изготовлен предмет. Это и создает звуковой образ вещи.

Сильный шум — враг слепого. Один из шведских тифлопедагогов сравнивает сильный шум с дымовой завесой. Он заслоняет, заглушает те звуки, которые могли бы оказать слепому помощь в ориентировке. Если звуки от идущих людей, движущегося городского транспорта, магазинной суеты тонут в беспрерывном сильном гуле, то незрячему трудно самому ориентироваться в пространстве.

© 2008 - 2017 Звук и Слух  Копирование материалов сайта запрещено. Все права на публикуемые материалы принадлежат их правообладателям.