История изучения слуховой системы человека


История изучения слуховой системы насчитывает много веков. Еще во времена древних греков внимание ученых, врачей и философов привлекали вопросы, связанные с закономерностями слухового восприятия. В V в. до нашей эры звук рассматривался как вибраторный процесс, передаваемый по воздуху, а слух —как результат попадания этих вибраций в ухо. Известны были такие анатомические структуры, как барабанная перепонка и тимпанальная полость, причем последняя рассматривалась как орган слуха. В соответствии с господствовавшей в те времена точкой зрения, воздух, попадающий в тимпанальную полость при рождении и сохраняющийся в ней в течение всей жизни, колеблется при движении внешнего воздуха и создает ощущение звука.
В трудах знаменитого римского врача и философа К. Галена (ок. 130—200 гг.) содержатся более подробные сведения об анатомии уха и, в частности, о расположении слухового нерва у выхода из внутреннего слухового прохода. У Галена впервые встречается указание на то, что важнейшей причиной возникновения слухового ощущения является возбуждение слухового нерва, который он назвал   «нервной   мембраной».Только в XVI в. были по существу сделаны основные анатомические открытия структур уха человека. В 1514 г, итальянский живописец и ученый да Карпи (1480— 1532 гг.) обнаружил в ухе человека две слуховые косточки, а в 1543 г. великий анатом А. Везалий (1514— 1564 гг.) в своем труде «Семь книг о строении человеческого тела» дал подробное их описание. Третья косточка — стремя — и два окна улитки были открыты спустя несколько лет, в 1546 г., итальянцем Инграссиа. В 1561 г. Г. Фаллопий (1523—1562 гг.), итальянский врач и анатом, ученик Везалия, детально описал косточки и их движения, а также открыл два отдела внутреннего уха, дав им названия, сохранившиеся до настоящего времени, — «улитка» и «лабиринт». В 1564 г. также итальянский анатом, В. Евстахий   (ок.  1510—1574 гг,) описал мускул, натягивающий барабанную перепонку и трубку, соединяющую полость среднего уха с глоткой, названную впоследствии евстахиевой трубой. В 1591 г. итальянский анатом К. Варолиус (1543—1575 гг.) детально описал стапедиальный мускул.
Открытие основных структур уха позволило приступить к описанию принципов работы органа слуха. Это впервые попытался сделать голландский анатом В. Кой-тер (1534—1600 гг.) в 1566 г. в книге «Слуховой инструмент». Здесь уже содержались данные о передаче колебаний воздуха через наружный слуховой проход, барабанную перепонку и цепь слуховых косточек к улитке и лабиринту.
Английский анатом и физиолог Т. Виллис  (1621/2— 1675 гг.) в 1672 г. и французский ученый Ж. Дюверней в 1683 г. дали полное описание уха. Виллис впервые указал, что органом, чувствующим колебания, является перепончатая спиральная пластинка улитки с расположенными на ней нитевидными окончаниями слухового нерва. Дюверней   в    сотрудничестве   с   французским    физиком Э. Мариоттом (1620—1684 гг.) создал теорию работы уха, основанную на точном физическом законе гармонической индукции. Он детально описал анатомические особенности уха, хотя не располагал ни микроскопом, ни способами окраски и фиксации тканей. Он впервые попытался объяснить функциональное значение разных частей уха человека, рассматривая ушную раковину как естественный коллектор звука,  а наружный  слуховой проход как защитное приспособление, необходимое для сохранения барабанной перепонки. В его работе была также обоснована точка зрения о том, что барабанная перепонка является весьма   существенным,   но   не   необходимым звеном для нормального слушания: отсутствие барабанной перепонки или наличие в ней дефекта не вызывает слишком большой потери слуха. На основании своих наблюдений Дюверней пришел к выводу о существовании настройки барабанной перепонки на определенный диапазон частот и заключил, что она напрягается на высоких тонах и расслабляется на низких. Дюверней не только описал весь обычный путь прохождения звука к внутреннему уху через структуры наружного и среднего уха, но и рассмотрел костные  пути  проведения колебательных движений. Им описана базиллярная мембрана и разделение его улитки на две части, причем он считал, что это разделение полное. Дюверней сравнивал улитку и полукружные каналы с музыкальными инструментами и считал, что костная спиральная пластина является конечной воспринимающей структурой улитки. Поскольку эта пластина шире в базальной и уже в верхушечной части улитки, он предполагал, что восприятие высоких частот происходит в верхушке, а низких — в основании улитки. Тем самым Дюверней предвосхитил резонансную теорию слуха, выдвинутую в XIX в. выдающимся немецким естествоиспытателем Г. Гельмгольцем (1821—1894 гг.)
В 1760 г., Д. Котуньо показал, что лабиринт и улитка заполнены не воздухом, а жидкостью, а итальянский анатом и хирург А. Вальсальва (1666—1723 гг.) высказал предположение о том, что структура внутреннего уха должна содержать не твердую пластинку, а мягкую мембрану, соединенную с нервом.
Дальнейший прогресс в разработке слуховой теории определялся открытиями в области анатомии рецепторов, чему способствовало появление микроскопа и развитие способов окраски и фиксации анатомических структур.
В 1835 г. Г. Гашке обнаружил лимбус и описал его вестибулярную и тимпанальную зоны. Профессор анатомии Юрьевского университета Э. Рейсснер (1824— 1878 гг.) открыл мембрану, которая делила вестибулярное пространство улитки на две части — вестибулярную часть и кохлеарный проток. Было обнаружено также, что кохлеарный проток с жидкостью полностью изолирован от вестибулярной и тимпанальной лестницы. И, наконец, в 1851 г. итальянский гистолог А. Корти (1822—1876 гг.) открыл сложную структуру, расположенную на базилляр-ной мембране, описал текториальную мембрану, волосковые клетки и «столбы Корти».
В конце XIX в. были внесены новые уточнения в тонкие детали строения структур внутреннего уха. М. Ретциус, Ф. Хельд, Р. Хензен и О. Дейтерс расширили знания о структуре рецепторных клеток, их расположении и иннервации. Волосковые клетки были окончательно идентифицированы как рецепторные.

© 2008 - 2017 Звук и Слух  Копирование материалов сайта запрещено. Все права на публикуемые материалы принадлежат их правообладателям.