Истоки науки о звуке — акустике


«По своей сущности физическая акустика не что иное, как часть учения о движениях упругих тел».
Г.  Гелъмголъц   (1875,  с.  4).

На протяжении всей своей многовековой истории люди стремились проникнуть в тайны звуков окружающего мира и использовать их в собственных интересах. Наивная вера первобытного человека в чудодейственных, сверхъестественные возможности звуков, сопровождающих различные явления природы и стихийные бедствия, стала причиной слепого поклонения источникам этих звуков и многочисленных суеверий.
Удивительное влияние ритмов и мелодий на настроение и состояние людей обусловило их применение в ритуальных и религиозных обрядах.

Совершенство и точность усиливающих, отражающих и собирающих звуки акустических устройств древних храмов и площадей поражают и восхищают современных ученых-акустиков. И это неудивительно: ведь столь совершенные акустические приборы были созданы в то время, когда еще не существовало научно обоснованного представления о сущности звуковых явлений, не было точных методов получения оценки физических свойств звука.
История, во всяком случае, утаила от нас имена тех, кто создал статуи шепчущих богов, древнеегипетскую флейту,  и упомянутую в Библии иерихонскую  трубу.

Истоки науки о звуке — акустике — восходят к VI в. до н. э. и связаны с именем греческого философа и ученого Пифагора. Именно он и его ученики выявили гармонические сочетания звуков на основе опытов со струнами разной длины. Пифагор не только определил зависимость высоты тона от длины струны, но и количественно описал музыкальные интервалы. Более поздние представления пифагорийцев о гармонии вселенной включали описанные Пифагором численные отношения музыкальных интервалов, соотносимые с расстояниями между планетами.

Отголоски этого учения можно найти в трудах знаменитого немецкого астронома И. Кеплера   (1604 г.). Он писал: «Моя цель заключается в том, чтобы показать, что небесная машина — не какое-то божественное живое существо, а подобна часовому механизму».
Вплоть до XVII в. не появилось по существу ничего нового в науке о звуке. В XVII в. вновь зазвучали струны в опытах Г. Галилея, возвестив о том, что экспериментальный подход к изучению колебательных процессов — предтеча будущих исследований в этой области физической   науки.

Основоположниками современного учения о звуке стали выдающиеся ученые XIX в. Г. Гельмгольц и Д. У. Рэлей. Работы Г. Гельмгольца по теории резонаторов и его учение о слуховых ощущениях являются классическими экспериментально-теоретическими исследованиями, которые не утратили своего значения до настоящего времени.

Теория звука и методы количественного измерения его физических характеристик, описанные и разработанные Д. У. Рэлеем, в течение столетия использовались в учебниках и руководствах по акустике. Знаменитый диск Рэлея длительное время был едва ли не единственным физическим прибором для исследования звукового поля и абсолютной градуировки акустических приемников — микрофонов.

© 2008 - 2017 Звук и Слух  Копирование материалов сайта запрещено. Все права на публикуемые материалы принадлежат их правообладателям.